Дефектовка фасадов исторических зданий
Какие дефекты бывают у фасадов зданий. В зависимости от материала изготовления различают несколько видов фасадов. Каждый вариант обладает определенными характеристиками, которые в процессе эксплуатации объектов составляют как положительные, так и отрицательные моменты для проведения реставрационных работ. Мы работаем со всеми видами фасадов зданий.
Дефектовка фасадов исторических зданий Дефекты каменных фасадов
К каменным относят стены, выполненные из кирпичной, бутовой или блочной кладки. Характерные дефекты кирпичного фасада следующие:
- наклонные, горизонтальные и вертикальные трещины разного происхождения;
- расслоение и осыпание кладочных швов, сопровождающееся выпадением облицовочных плиток;
- наружное выветривание отдельных участков, приводящее к излишнему влагопоглощению и промерзанию;
- повышенная влажность стен из-за недостаточно вынесенного карниза;
- выпадение кирпичей вследствие эрозийных процессов;
- выпучивание стен;
- наличие высолов на поверхности;
- отклонение от вертикали всей стены или ее отдельных конструктивных элементов;
- отколы углов, выбоины, борозды и другие механические повреждения.
Кроме перечисленных выше очень часто встречаются реставрационные работы по облицовочной исторической плитки. Обычно требование КГИОП включает в себя утверждение образцов заменяемой керамической плитки. На исторических зданиях которых в Санкт-Петербурге достаточно много обычная рядовая плитка применяемая в 19-20 веках носит название "кабанчик". б обычном облицовочном материале, керамической плитке, которая словно чешуей покрывает стены многих доходных домов и особняков Петербурга, построенных в начале XX века. Эта плитка, обычно белая, чаще глазированная, чем матовая, носит, в силу технологического процесса ее изготовления, имя «кабанчик». Благодаря широте своего применения в строительстве она стала своеобразной визитной карточкой целой эпохи в архитектурной истории города.
"Кабанчик" облицовка фасада здания.
«Кабанчик» был дешев в производстве и удобен в транспортировке. Исходный материал был покрыт глазурью с двух сторон, а на торце имел два сквозных отверстия, которые-то и напоминали свиное рыло (отсюда «кабанчик»). При ударе киркой каменщика плитка раскалывалась по этим осям, и получались две отдельные плитки с шероховатой внутренней поверхностью, на которую клался раствор. Также «кабанчиком» называют зигерсдорфский кирпич (немецкое предприятие «Зигерсдорф-Верке» было основным поставщиком облицовочного кирпича, глазурованной и метлахской плитки, изразцов и т.п. в Петербурге периода модерна) или ему подобные образцы, которые привозились в Россию из Саксонии и также имели глазурное покрытие. По своим эстетическим свойствам такой кирпич мало чем отличается от плитки, придавая стене дополнительное ощущение монолитности. Самым знаменитым примером его использования в архитектуре города является шедевр петербургского модерна, построенный архитектором фон Гогеном – особняк Матильды Кшесинской на Петроградской стороне.
В чем же секрет «кабанчика», почему он был популярен в эпоху модерна, этот Серебряный век петербургской архитектуры? Наверное, ответ заключается в универсальных технических и эстетических свойствах материала. Во-первых, «кабанчик» был удивительно долговечен, что исключительно важно в условиях «тяжелого» для архитектуры петербургского климата. Достаточно сравнить, например, доходный дом Володихина на Малом проспекте Васильевского острова с какой-нибудь постройкой пусть даже брежневского времени, чтобы убедиться в превосходстве старых технологий. В отличие от современного сооружения, чаще всего демонстрирующего большую «усталость материала», стены, простоявшие более ста лет, по-прежнему сияют первозданной белизной, демонстрируя свою удивительную сопротивляемость негативному воздействию среды.
Во-вторых, немаловажную роль играла дешевизна этой плитки. Эпоха модерна одинаково умела ценить и декоративную роскошь оформления, и экономическую целесообразность использования тех или иных материалов. «Кабанчик» был демократичен – поэтому здания, целиком облицованные этой плиткой, принято относить к так называемому рационалистическому модерну. Но в аристократической белизне этой плитки обнаруживалось то стильное благородство, вкус к которому был столь развит в эпоху Серебряного века. Поэтому «кабанчик» готов был служить и в качестве прозаической одежды для больших доходных домов, как в случае с домом Заварзина на Среднем проспекте Васильевского острова, но одновременно мог выполнить и роль самого лучшего парадного платья. Именно в таком качестве этот материал использован при строительстве уже упомянутого особняка балерины Кшесинской, примы Мариинского театра и фаворитки императора Николая II.
Наконец, третья, не менее важная, чем две другие, ценность «кабанчика» заключалась в его эстетических свойствах. Эпоха модерна имела вкус к ясным и эффектным решениям. Простая белая плитка оказалась своего рода золотой серединой между суровой правдой обыкновенного кирпича и театральными эффектами дорогой, нарядной, но недолговечной и к тому же морально устаревшей штукатурки. Для архитекторов и заказчиков рубежа веков в ней все оказалось кстати. Белая поверхность подчеркивала красоту отдельных деталей декора, который применялся теперь с большим тактом, рассчитывая на понимающий глаз эстетически подготовленного ценителя. Любовь к красоте ничем не заполненной плоскости стены также проявлялась в этом желании заполнять огромные пространства одинаковыми маленькими плиточками. Сетка швов на белой поверхности – в этом, по мнению эпохи, заключалась истинная красота. Модерн, как известно, основан на графическом чувстве формы. Графика – искусство, по определению связанное с рисованием на листе бумаги. В случае с архитектурой роль этого листа выполнялась плиткой-«кабанчиком».Независимо от типа и масштабности повреждений следует как можно скорее провести ремонтные работы, направленные на устранение дефектов фасадов. В противном случае разрушения будут расширяться, а чем сложнее дефекты, тем более затратным будет ремонт, а также возрастает риск разрушения всей конструкции.
Дефектовка фасадов исторических зданий Дефекты деревянных стен
В исторической зоне застройки Санкт-Петербурга так же имеются и здания с деревянными стенами. Особенно часто они встречаются в Василеостровском районе. Здания обычно имеющие первый этаж из кирпича, а второй из дерева, обычно оштукатуренного по дранке.
В числе самых распространенных повреждений фасадов из древесины следует отметить:
- дефекты окраски деревянных поверхностей;
- просадка углов и выпучивание стеновых поверхностей;
- промерзание стен;
- поражение древесины грибками, насекомыми и загнивание;
- повышенная воздухопроницаемость в местах стыков и пазах;
- дефекты отделки фасадов из дерева: трещины, отслаивание, осыпание;
- сильное промокание стен из-за неплотного прилегания сливных досок.
Мы проводим все микологические исследования для определения состояния древесины. При обнаружении любого из перечисленных или других дефектов проводятся реставрационные работы по их устранению.
Дефекты оштукатуренных фасадов
Все встречающиеся дефекты оштукатуренного фасада зданий условно разделяют на две основные группы: технологические и эксплуатационные. К типичным повреждениям штукатурного слоя относят:
- усадочные трещины;
- пятна ржавчины на поверхности;
- растрескивание штукатурных покрытий в местах герметизации стыков или на швах кирпичной кладки;
- шелушение и осыпание;
- наличие дутиков – бугорков с белыми пятнами посредине;
- отслаивания облицовочных смесей;
- облезшая краска на отдельных участках поверхности;
- соляной налет.
Чтобы сохранить целостность и привлекательный внешний вид покрытия нужно регулярно проводить профилактическое обследование стен и при выявлении даже незначительных изменений сразу же их устранять. Намного проще и дешевле провести косметический ремонт, нежели капитальный.
Только соблюдение эксплуатационных условий и регулярные профилактические обследования фасадов помогут продлить долговечность конструкций, избежав при этом полного разрушения зданий или дорогостоящих капитальных ремонтов.